Врачебно педагогические наблюдения
#Спорт #здоровье_спортсменов #тренировки
Врачебно-педагогические наблюдения (ВПН): определение, цель, задачи
Врачебно-педагогические наблюдения - это исследования, проводимые совместно врачом и тренером во время учебно-тренировочных занятий для оценки воздействия физических нагрузок на организм занимающихся.
Основная цель ВПН - это достижение наивысшего спортивного результата и сохранение состояния здоровья спортсменов.
Теоретические и практические основы ВПН были разработаны представителями отечественной медицины С.П. Летуновым, Р.Е. Мотылянской, Н.Д. Граевской в 40-50-х годах 20-го века. Необходимость таких исследований вызвана тем, что оценка функционального состояния спортсмена, степени его адаптации может быть правильно произведена только в условиях тренировки при использовании специфических нагрузок.
Задачи врачебно-педагогических наблюдений:
Оценка состояния здоровья и функционального состояния организма спортсменов на различных этапах тренировочного процесса, раннее выявление донозологических изменений состояния здоровья спортсменов, возникающих в процессе тренировки.
Совершенствование планирования и индивидуализации тренировочного процесса.
Оценка эффективности использования выбранных педагогических, психологических и медицинских средств и методов восстановления спортсмена после больших физических нагрузок.
Оценка адекватности физической нагрузки на тренировке уровню подготовленности спортсменов.
Оценка условий проведения и организации учебно-тренировочных занятий.
Оценка уровня специальной подготовленности спортсменов.
Оценка правильности распределения школьников, учащихся и студентов на медицинские группы для занятий физической культурой.
Задачи ВПН должны быть предельно конкретными, направленными на достижение строго определенной цели. Их может поставить тренер, врач.
Необходимо обратить внимание на то, что врач не всегда может участвовать во ВПН, поэтому тренер (преподаватель)должен владеть простыми медицинскими методами исследования и уметь их самостоятельно использовать в своей работе как для оценки воздействия нагрузок, так и для решения других проблем, связанных с правильной организацией тренировочного процесса (занятий физической культурой).
Формы врачебно-педагогических наблюдений (ВПН)
1. Оперативный контроль - это оценка срочного тренировочного эффекта, т.е. изменений, происходящих в организме спортсмена во время тренировки и в ближайший восстановительный период.
Оперативный контроль проводится на учебно-тренировочных занятиях. Данные исследования могут быть проведены:
непосредственно на тренировочном занятии (в течение всего занятия, после отдельных упражнений или после различных частей занятия);
до тренировочного занятия и через 20-30 минут после него (в состоянии покоя или с применением дополнительной нагрузки);
в день тренировки, утром и вечером.
2. Текущий контроль - это оценка отставленного тренировочного эффекта, т.е. эффекта на поздних стадиях восстановления (через день после тренировки и в последующие дни).
Текущий контроль проводится в условиях учебно-тренировочных сборов. Данные исследования могут быть проведены:
ежедневно утром в условиях тренировочного сбора;
ежедневно утром и вечером в микроцикле;
в начале и в конце микроцикла;
на следующий день после тренировки;
исследования после дня отдыха.
Этапный контроль - это оценка кумулятивного (срочный плюс отставленный тренировочные эффекты) тренировочного эффекта за определенный период (например, в течение подготовительного периода).
3. Этапный контроль проводится каждые 3 месяца во врачеб-но-физкультурном диспансере. Данные исследования проводятся после дня отдыха, утром через 1,5-2 часа после легкого завтрака, в день исследования спортсмен не должен делать зарядку.
#Спорт #здоровье_спортсменов #тренировки
Врачебно-педагогические наблюдения (ВПН): определение, цель, задачи
Врачебно-педагогические наблюдения - это исследования, проводимые совместно врачом и тренером во время учебно-тренировочных занятий для оценки воздействия физических нагрузок на организм занимающихся.
Основная цель ВПН - это достижение наивысшего спортивного результата и сохранение состояния здоровья спортсменов.
Теоретические и практические основы ВПН были разработаны представителями отечественной медицины С.П. Летуновым, Р.Е. Мотылянской, Н.Д. Граевской в 40-50-х годах 20-го века. Необходимость таких исследований вызвана тем, что оценка функционального состояния спортсмена, степени его адаптации может быть правильно произведена только в условиях тренировки при использовании специфических нагрузок.
Задачи врачебно-педагогических наблюдений:
Оценка состояния здоровья и функционального состояния организма спортсменов на различных этапах тренировочного процесса, раннее выявление донозологических изменений состояния здоровья спортсменов, возникающих в процессе тренировки.
Совершенствование планирования и индивидуализации тренировочного процесса.
Оценка эффективности использования выбранных педагогических, психологических и медицинских средств и методов восстановления спортсмена после больших физических нагрузок.
Оценка адекватности физической нагрузки на тренировке уровню подготовленности спортсменов.
Оценка условий проведения и организации учебно-тренировочных занятий.
Оценка уровня специальной подготовленности спортсменов.
Оценка правильности распределения школьников, учащихся и студентов на медицинские группы для занятий физической культурой.
Задачи ВПН должны быть предельно конкретными, направленными на достижение строго определенной цели. Их может поставить тренер, врач.
Необходимо обратить внимание на то, что врач не всегда может участвовать во ВПН, поэтому тренер (преподаватель)должен владеть простыми медицинскими методами исследования и уметь их самостоятельно использовать в своей работе как для оценки воздействия нагрузок, так и для решения других проблем, связанных с правильной организацией тренировочного процесса (занятий физической культурой).
Формы врачебно-педагогических наблюдений (ВПН)
1. Оперативный контроль - это оценка срочного тренировочного эффекта, т.е. изменений, происходящих в организме спортсмена во время тренировки и в ближайший восстановительный период.
Оперативный контроль проводится на учебно-тренировочных занятиях. Данные исследования могут быть проведены:
непосредственно на тренировочном занятии (в течение всего занятия, после отдельных упражнений или после различных частей занятия);
до тренировочного занятия и через 20-30 минут после него (в состоянии покоя или с применением дополнительной нагрузки);
в день тренировки, утром и вечером.
2. Текущий контроль - это оценка отставленного тренировочного эффекта, т.е. эффекта на поздних стадиях восстановления (через день после тренировки и в последующие дни).
Текущий контроль проводится в условиях учебно-тренировочных сборов. Данные исследования могут быть проведены:
ежедневно утром в условиях тренировочного сбора;
ежедневно утром и вечером в микроцикле;
в начале и в конце микроцикла;
на следующий день после тренировки;
исследования после дня отдыха.
Этапный контроль - это оценка кумулятивного (срочный плюс отставленный тренировочные эффекты) тренировочного эффекта за определенный период (например, в течение подготовительного периода).
3. Этапный контроль проводится каждые 3 месяца во врачеб-но-физкультурном диспансере. Данные исследования проводятся после дня отдыха, утром через 1,5-2 часа после легкого завтрака, в день исследования спортсмен не должен делать зарядку.