На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Гетерогенность биохимических проявлений МДП

Гетерогенность биохимических проявлений МДП
#маниакально_депрессивный_психоз #мдп #мутации_генов
Заранее ясно, что, так как в среднем равновероятны мутационные изменения любого из генов, контролирующих структуру и функцию мозговых гормонов (медиаторов, модуляторов, транспортных ферментов, системы «насоса») в терминальном аксоне, а также рецепторов, то с равной вероятностью можно ожидать и блокаду функции любого из этих звеньев метаболизма в качестве причины аффективного расстройства. В данном случае речь идёт о функции холинэргических, серотонинэргических, допаминэргических нейронов, с различной плотностью расположенных в базальных ганглиях лимбического мозга, или о других биохимических системах, влияющих на функцию этих нейронов.

Из числа хотя бы частично изученных биохимических механизмов депрессий в качестве примера можно привести метаболизм катехоламинов. Первоначально, когда была обнаружена пониженная экскреция 2­фенилэтиламина (PEA) в моче у большинства больных и сформулирована так называемая «фенилаланиновая гипотеза» аффективных болезней, то было сделано предположение, что в основе депрессий лежит угнетение синтеза серотонина, и это играет роль в регуляции состояний активности, возбуждения, пробуждения и бодрствования. Это находило подтверждение в том, что уровни РЕА в моче депрессивных больных увеличивались при лечении любыми антидепрессантами (ТАД и МАО), а также от применения ЭСТ и L­dopa. В дальнейшем была сформулирована так называемая «катехоламиновая гипотеза» патогенеза МДП (Schildkraut, Kety,1967; DeLeon-Jones e. a.,1973,1975), которая основывалась на обнаружении пониженного количества метаболитов катехоламинов (норэпинефрина и допамина) в моче депрессивных больных: из измерявшихся концентраций 3­метил­4 гидроксиметилгликола (MHPG), норметанефрина, метанефрина, 3­метокси­4­гидроксиминдальной кислоты, регулярно пониженной оказывалась концентрация MHPG. Общее заключение сводилось к тому, что при депрессии имеется ослабление адренэргической функции, а при мании — наоборот, повышение её.

Если рассматривать даже упрощённую схему превращения тирозина до норэпинефрина, то можно видеть не менее пяти мест возможных блокад метаболизма: тирозин- (т­гидроксилаза)-Допа- (дофагидроксилаза) -допамин- (Д­бета-оксидаза)-норэпинефрин- МАО­3­метокси­4­гидроксиминдальная кислота). Также несколько точек блока можно видеть в схеме метаболизма триптофана: триптофан­5­гидрокситриптофан­5­гидрокситриптамин (серотонин). В синапсах, кроме того, могут быть нарушены механизмы насоса и возврата «лишних» медиаторов обратно в нейрон, а также механизмы их инактивации. Последний осуществляется главным образом МАО (моноаминооксидазой) и СОМТ (катехол-О­метилтрансферазой) в допаминовых нейронах и гидроксилазой триптофана в серотонинэргических нейронах. Понятно, что при дефиците любой из этих функций будет страдать механизм передачи нервного импульса из-за нарушений концентраций катехоламинов или индоламинов в синаптической щели. Положительный эффект антидепрессантов основывался именно на повышении уровня норэпинефрина (либо путём ингибиции его возврата, либо путём ингибиции МАО).
наверх